Кузнецк: Добиться успеха!
Кузнецк – второй по численности населения и экономическому потенциалу город Пензенской области – богат своими промышленными традициями. В советские годы в Кузнецке был сформирован мощный производственный комплекс, включавший предприятия машиностроения, радиоэлектроники, легкой и пищевой промышленности, строительства и транспорта. Развитая промышленность обеспечивала довольно высокий уровень городской инфраструктуры, жилищно-коммунальных услуг, социально-культурной сферы.
Однако в новых экономических условиях столпы кузнецкой промышленности не выдержали испытания рынком, один за другим развалились. И это самым негативным образом отразилось на всех сторонах жизни города. В подробностях и красках описывать этот процесс, видимо, нет смысла – через аналогичные испытания прошло большинство малых городов России.
К чести кузнечан, многие нашли себя в бизнесе. Именно местное предпринимательское сообщество поддержало экономику города в самые трудные времена. Брендом города стали местные производители мебели – в Кузнецке более 100 малых и средних предприятий, сориентированных на данный сегмент рынка.
Тем не менее, в настоящее время актуальнейшей задачей развития города является формирование нового «промышленного лица», как базы для наращивания собственных доходов муниципального бюджета. Именно на этом направлении и сосредоточены основные усилия администрации города.
Что конкретно нами делается?
Во-первых, налажен честный, партнерский диалог с местным предпринимательским сообществом. А это более 700 юридических лиц и 3500 индивидуальных предпринимателей. Власти приветствуют и всячески поддерживают деловую активность бизнесменов, действующих в законодательном поле и готовых разумно сочетать собственный интерес с задачами развития города. В работе с предпринимателями (не важно – местными или иногородними инвесторами) гарантированно исключена коррупционная составляющая. Планомерно реализуются мероприятия по упрощению и сокращению административных процедур, связанных с решением земельных вопросов, получением разрешительных документов на строительство и т.п. И это не замедлило дать свои результаты. Укрепившаяся уверенность в собственных силах плюс поддержка властей подвигла местных бизнесменов на проекты серьезного масштаба, среди которых выделяется строительство завода по производству ЛДСП и МДФ с объемом инвестиций 4 млрд. рублей. Как еще один показатель растущей деловой активности кузнецкого бизнеса можно привести следующие цифры: если в период 2009-2012 г.г. в городе было введено в эксплуатацию производственных, торговых и офисных общей площадью 67 тыс. кв.м., то в 2013-2014 г.г. планируемый ввод таких объектов превысит 60 тыс.кв.м.
Во-вторых, конечно, речь идет о привлечении в город крупных инвесторов с высокотехнологичными и высокозатратными проектами. В этих целях был разработан и размещен на сайте городской администрации (gorodkuzneck.ru) «Инвестиционный паспорт города Кузнецка». В данном документе имеется вся информация, необходимая для ознакомления с городом и его инвестиционными преимуществами. А их немало: это – удобное географическое положение и выгодная логистика, развитая с резервом промышленная инфраструктура, наличие трудовых ресурсов, прежде всего молодежи, а также сети учебных заведений среднего профессионального образования (3,5 тыс. студентов), что в совокупности позволяет обеспечить квалифицированными кадрами любое предприятие. В целях стимулирования инвесторов решением Собрания представителей города учреждена муниципальная преференция по земельному налогу в размере 30%, которая предоставляется крупным проектам на период строительства (до начала извлечения прибыли). Проведен большой объем презентационных мероприятий и переговоров, в результате чего, уже достигнут ряд договоренностей – например, о строительстве в городе нефтебитумного завода, кондитерской фабрики, объектов инфраструктуры и культурно-досугового назначения с общим объемом инвестиций более 6,5 млрд. рублей. Работа по подбору и привлечению инвесторов ведется лично главой администрации, а каждый начатый проект получает конкретного куратора из ответственных должностных лиц мэрии. При этом распоряжением главы администрации по проекту создается рабочая группа из сотрудников муниципальных служб и взаимодействующих структур, обеспечивающая системную реализацию проекта. Также, еще раз заострим внимание, инвесторам гарантируется соблюдение норм действующего законодательства, в том числе отсутствие коррупционных рисков.
Таким образом, на данный момент в городе создан неплохой задел по инвестиционным проектам, и по ним начата практическая работа. Вместе с тем, потребности и резервы Кузнецка по привлечению инвесторов и инвестиций еще далеко не исчерпаны, поэтому усилия администрации по поиску вариантов мобилизации внутригородских ресурсов и привлечению новых внешних инвесторов будут наращиваться.
Несколько слов по данной теме в порядке обсуждения. Для более качественного решения вопросов активизации инвестиционной деятельности – актуального для всех без исключения муниципальных образований – по нашему мнению, необходимы дополнительные решения федерального уровня. В частности, представляется уместным разработать рычаги экономического стимулирования собственников к возвращению в активный производственный процесс пустующих на данный момент площадей. Не секрет, что многие бывшие предприятия, цеха, производственные площадки, доставшиеся собственникам в процессе приватизации, банкротств, иных операций, сейчас никак не задействованы, находятся в неприглядном состоянии, порой просто ветшают. Наличие рычагов влияния на собственников через дифференцированную ставку имущественного, земельного налогов (предприятие работает – налоги минимальные, не работает – максимальные) могло бы стать стимулом к тому, что либо собственникам самим заняться делом на принадлежащих им площадях, либо продать (сдать в аренду) тем, у кого есть такое желание.
Кроме того, важно заметить, что для «инвестиционного бума» явно недостаточно усилий только местной исполнительной власти. Большое количество практических вопросов реализации тех или иных инвестпроектов завязано на федеральные контрольно-надзорные, разрешительные органы, а также монополистов. Без их включения в активный процесс поддержки инвестпроектов добиться реальной подвижки в ситуации трудно, а порой и невозможно.
Другим важнейшим направлением деятельности администрации города Кузнецка является решение проблем жилищно-коммунального комплекса города. Здесь, конечно, сделано и делается многое. Так, только за 2012 год объем работ по реконструкции и капитальному ремонту инженерных сетей и объектов жилищно-коммунального комплекса превысил 26 млн. рублей; а на объектах бюджетной сферы - 12 млн. рублей. За 2009-2012 г.г. в городе капитально отремонтировано 67 многоквартирных жилых домов общей площадью более 275 тыс.кв.м, что позволило улучшить условия проживания 10 с лишним тысяч кузнечан. За тот же период удалось расселить 7 ветхих и аварийных домов, тем самым вывести из трущоб в достойные условия проживания более 60 семей.
Тем не менее, проблем в коммунальной и жилищной сферах сохранилось великое множество. Достаточно отметить, что износ городских сетей составляет 65-70%, требует капитального ремонта более трети многоквартирных жилых домов, и так далее. При этом возможности муниципального бюджета по финансированию тех или иных направлений в сфере ЖКХ весьма ограничены, даже с учетом помощи с регионального или федерального уровня. Так, на капитальный ремонт улично-дорожной сети требуется более 200 млн. рублей, а город может позволить себе не более 10 миллионов рублей в год на текущий ремонт, На подготовку к зиме тепловых сетей необходимо в сезон 55-60 миллионов, а реальные расходы - примерно четвертая часть от потребности. В этих условиях решающее значение приобретает рачительное расходование каждого бюджетного рубля, направляемого на инфраструктуру и в коммунальное хозяйство города. Перспективу же повышения эффективности коммунального комплекса города мы связываем с переводом городского хозяйства на современные ресурсосберегающие технологии, а также с привлечением в данную сферу частных инвестиций. Первый такой проект – проектирование и строительство новых городских очистных сооружений (объем инвестиций более 250 млн. рублей) – уже в проработке.
Следует отметить, что в последнее время частные инвесторы проявляют все больший интерес к коммунальной сфере. И в этой связи присутствует определенный оптимизм, что, опираясь на новые, «продвинутые» технологии, частник сможет вести свой бизнес, сочетая его прибыльность с высоким качеством услуг, предоставляемых населению, и при разумных расценках и тарифах. Но, учитывая высокую социальную чувствительность вопросов ЖКХ, действовать здесь приходится крайне осмотрительно, просчитывая шаги и возможные их последствия. Город имел в этой связи печальный опыт почти состоявшейся «прихватизации» муниципального водоканала – через процедуру банкротства – в результате чего владельцем этого жизненно важного для города актива буквально за гроши оказалась оффшорная фирма с уставным капиталом в 10 тысяч рублей. Сейчас администрация города вынуждена восстанавливать справедливость через сложные судебные процедуры. И, понятно, пока все юридические нюансы не разрешены, трудно рассчитывать, что в водоканал войдет серьезный инвестор…
В целом же модернизация коммунальной сферы – это насущная необходимость, один из самых актуальных вопросов повестки дня для властей, а с точки зрения социальных ожиданий населения – вопрос первостепенный. И, сколько бы не говорилось умных слов, для его решения, прежде всего нужны большие деньги. Никакие бюджеты этот вопрос самостоятельно не потянут. Поэтому другого пути, кроме как работать над привлечением инвесторов, а также вовлечением в процесс ответственного владения своим жильем граждан, нет. Последние, к слову, хотя фактически в подавляющем большинстве своем уже являются собственниками – жилья, земельных участков – но психологически только-только начинают подходить к осознанию себя таковыми. И в этой связи администрация города настойчиво внедряет – через СМИ, созданный Совет председателей советов многоквартирных домов, иные формы взаимодействия с населением – идеологию ответственного собственника, знающего обусловленные этим статусом права, и выполняющего соответствующие обязанности.
Известно, что важным локомотивом развития экономики является строительство. В советские годы в Кузнецке был сформирован солидный строительный комплекс, позволявший реализовывать сложные проекты возведения крупных промышленных объектов, а также вести масштабное жилищное строительство. Сегодня, учитывая обозначившуюся перспективу освоения новых инвестиционных площадок, остро встает вопрос восстановления, на современной технологической базе, строительной индустрии города. В этих целях администрацией города предприняты шаги по привлечению новых инвесторов в сферу жилищного и капитального строительства. Достаточно отметить, что если в 2012 году в Кузнецке было сдано 40 тыс.кв.м жилья, то в текущем году планируется сдать 50 тыс.кв.м, из них более 26 тыс.кв.м – многоэтажного, в том числе и первый в городе монолитный дом. Заметно стимулирует спрос на квалифицированные строительные услуги, рынок строительных материалов, обозначенный выше «бум» коммерческого делового строительства.
Вместе с тем, проблемой, тормозящей дальнейшее активное строительство в городе, является исчерпание резерва земельных участков, обеспеченных инженерными сетями. В текущем и 2014 году последние такие участки будут освоены в рамках решения задач по обеспечению жильем льготных категорий граждан. Даже при предоставлении земельных участков многодетным семьям (их в городе уже предоставлено 80, плюс уже сформировалась очередь более чем 70 семей) мы уже «не тянем» выполнение требования по их обеспеченности инфраструктурой. А потребность в финансировании только по данной позиции – порядка 50 млн. рублей. Хотя резерв площадей, привлекательных для индивидуальной, многоэтажной и деловой застройки, имеется. Что в этой связи делается? Во-первых, в текущем году начато проектирование сетей по районам перспективной застройки «Взлетный-1,-2», предполагающим комплексное освоение под индивидуальную, мало- и многоэтажную застройку 200 га ныне пустующих муниципальных земель. Во-вторых, при содействии областных властей решается вопрос о передаче в муниципальную (или региональную) собственность расположенных в городской черте более 50 га ныне неиспользуемых земель, ранее занимавшихся объектом Министерства обороны РФ. В-третьих, совместно с властями соседнего сельского района ведется работа по передаче городу ряда земельных участков, среди которых имеются и обеспеченные инженерными сетями. В-четвертых, осуществляется активный поиск вариантов внебюджетного финансирования подведения коммуникаций к перспективным земельным участкам, для чего работаем с потенциальными инвесторами и сетевыми организациями. Считаем, что прилагаемые в этом направлении усилия дадут свои результаты и в течение 2-3 лет проблема недостаточности обеспеченной инфраструктурой территории для развития города будет снята.
В то же время нельзя не отметить, что имеется настоятельная необходимость дополнительных решений, видимо, федерального уровня, необходимых для снятия злободневной для значительной части населения города ( характерной для всех муниципалитетов) жилищной проблемы. Слов нет, концентрация усилий федерации, региона и муниципалитета на решении тех или иных локальных задач (переселение из ветхого и аварийного жилья, предоставления жилья детям-сиротам и ветеранам ВОВ, молодым специалистам и молодым семьям, отдельным категориям инвалидов) дает свои результаты. Но в целом в жилищной сфере явно просматривается следующий диссонанс: наиболее нуждающиеся в жилье малоимущие категории граждан сами решить свои проблемы не в состоянии, предлагаемые инструменты – такие как ипотека – им не по карману; муниципалитеты, в силу ограниченности своих финансовых возможностей, не могут позволить себе заниматься строительством социального жилья; для частных инвесторов – во всяком случае, в условиях ценовой политики по жилью, складывающейся в «малых городах» - участие в таких проектах не выгодно. По указанным причинам в Кузнецке, например, сформировалась очередь в более чем 2000 участников, признанных имеющими право на получение жилья по критериям недостаточности занимаемой жилплощади и доходам ниже прожиточного минимума. Однако движение в данной очереди – на уровне полутора десятков «счастливчиков» в год, за счет подвижек в муниципальном жилом фонде. И понятно, что здесь присутствует социальное напряжение. В этой связи просматривается необходимость серьезного анализа действующего законодательства и поиска резервов «расшивания» проблемы обеспечения жильем малообеспеченных категорий граждан. Со своей стороны, мы с одним из инвесторов начали проработку, в порядке эксперимента, проекта быстровозводимого малобюджетного малоэтажного дома на 30 квартир. Но здесь приходится, образно говоря, идти по лезвию бритвы, чтобы «влезть» в градостроительные нормы и обеспечить хотя бы минимальный интерес для инвестора.
Теперь о социальной сфере города. Несмотря на не самые лучшие времена и известные финансовые проблемы муниципалитета, Кузнецку удалось сохранить все учреждения культуры и спорта, обеспечить достойный уровень образования детей и молодежи – в том числе за счет сохранения базы учебных заведений СПО (в городе работают медицинский, электронный и многопрофильный колледжи). Большие надежды мы связываем с развитием имеющегося в городе филиала Пензенского государственного университета. Нельзя не отметить значительный положительный эффект от реализации федеральной и региональной программ модернизации здравоохранения, в рамках которых в Кузнецке был реконструированы на самом современном уровне роддом, детская поликлиника, терапевтический корпус городской больницы и три поликлиники в микрорайонах. Ощутим эффект предпринимаемых государством мер в сфере демографической политики: в 2012-2013 г.г. уровень рождаемости в городе составляет 11 промилле, что выше среднеобластного показателя (10,2). «Бэби-бум», правда, обострил проблему нехватки мест в детских дошкольных учреждениях (потребность порядка 650 мест имеется в возрастной группе от 1,5 до 3 лет). Но, с учетом федеральных мер поддержки, мы сформулировали программу, позволяющую рассчитывать на снятие напряженности в части обеспечения местами в детских дошкольных учреждениях в течение предстоящих трех лет.
Вопросов и проблем, охватываемых понятием «социальная сфера», очень много. Не оставляя без внимания ни одной позиции данного, весьма чувствительного направления работы, тем не менее, в качестве приоритета для себя мы определили молодежную политику. Именно в грамотной, на перспективу выстроенной работе с детьми и молодежью, мы считаем, кроется залог уверенного будущего Кузнецка. Здесь у нас неплохие стартовые условия. Так, при 7,5 тысячах учащихся городских школ спортом в городе системно занимается 2,5 тысячи ребят, что обеспечивается двумя муниципальными ДЮСШ и муниципальным автономным учреждением «Рубин» (в ведении последнего – два бассейна, ледовый дворец, стадион). Сила и традиции кузнецких школ греко-римской борьбы, бокса, лыжного спорта хорошо известны далеко за пределами Пензенской области. Более 1,5 тысяч детей на серьезном уровне занимаются творчеством в двух детских школах искусств, художественной и музыкальной школах, а также многочисленных кружках и коллективах при муниципальных учреждениях культуры. Талантливые ребята имеют возможность продолжить образование в нашем музыкальном колледже. Таким образом, мы стараемся растить всесторонне развитое, физически и духовно здоровое молодое поколение.
Стратегически мы поставили перед собой задачу выстроить комплексную систему работы с молодежью, предусматривающую: образовательно-воспитательный аспект – с упором на привитие модели, сочетающей ориентацию на личный успех с принятием важности общественно значимых ценностей; этап профессиональной ориентации, получения профессионального образования и трудоустройства; социальную адаптацию (включая важнейший семейный аспект); внедрение и культивирование «моды» на здоровый образ жизни; и – что весьма существенно - формирование современного молодежного «жизненного пространства». Наша цель – сделать кузнецкую молодежь успешной, социально активной, патриотичной; создать в городе достойные условия для труда, быта, отдыха и самореализации молодых людей.
Конечно, в рамках статьи трудно описать все стороны жизни почти 100-тысячного города. Понятно, что в Кузнецке, как и везде, есть масса проблем. Но, резюмируя изложенное, было бы правильным выразиться так: несмотря ни на какие трудности, город нацелен на развитие, имеет для этого необходимый потенциал и, что самое главное, хороший человеческий капитал. Мы знаем, что нужно делать, как добиться успеха, готовы работать на благо своего города и всей России. А значит, все у нас получится.
Статья опубликована в журнале "Самоуправление" №7-8 2013 года
Дата публикации: 15.11.2013